bobina

 Я музыкально всеяден. Не люблю только мёд и рэп. Мёд — есть, рэп — слушать. Формирование вкуса началось с найденного на чердаке сломанного патефона и запуска пластинок на 78 оборотов. Красиво летели. С чердака и с последствиями. Препарирование радиоприемника «Нева» последствия усугубило. Я всегда работал качественно, так что, вызванный папой реаниматор, взглянув на тело молча покачал головой и ушел не попрощавшись. В доступной мне тогда форме папа объяснил, что сладкий запретный плод всегда имеет некоторое послевкусие и послечувствие. Оно слегка горчило и зудело, положив начало периоду моей полной музыкальной безграмотности. За исключением утренних «Радио-няня», вечерних «Спят усталые игрушки» и оркестра пожарников по праздникам.
 Качественный скачок произошел примерно в классе четвертом. Старший брат поступил в медицинский институт. На должность студента. Вместе с ним туда же поступили и наши братья из развитых стран. Самого разного цвета кожи и все как один — капиталисты. Так как они ничего не понимали в Ларисе Мондрус и Эдуарде Хиле, то везли с собой сюда, для души и коммерции, проклятый рок-н-ролл и прочие джинсы. Жили мы в центре, в двух минутах ходьбы от Меда. Это и определило статус нашей не маленькой квартиры как дыры в железном занавесе, в плане обмена культурой и штанами. Приходя из школы, я постоянно заставал дома фестиваль дружбы народов, рассасывающийся к приходу родителей. Брат вообще был очень интернационален. Он переписывался с китайцем, изучавшим русский язык, хранил фотографию Фиделя Кастро с подписью и иногда вместе с пивом, воблой и друзьями пел песню кубинских героев Барбудос:
 «Куба, отдай наш хлеб,
 Куба, возьми свой сахар…»
 Ну и так далее, кто в теме — помнят))
 Штаны меня тогда мало интересовали, да и, временно выгоняемый взашей в другую комнату, я мало что видел. Но слышал! И бешеная энергетика часто звучащей за стеной музыки заполняла все свободные в моем теле места. Вплоть до костного мозга. Так я, еще мало что понимая и пока ничего не подписывая, заочно познакомился с многоликим дьяволом, являвшимся то в образе Чака Берри, то Херман Хермитс, то сразу в четырех Битлах. Примерно через год существование квартиры имени Дружбы народов эффектно завершилось вечерним появлением в ней нетрезвого брата в обнимку с двумя поющими неграми. И отцовской фразой: «Вот это встреча на Эльбе …»
 Я мало что тогда понял из утренних маминых слёз и разговора отца с братом. Загадочные «кегебэ» и «какой, к черту, Патрис Лумумба» у меня ассоциировались только с детским фильмом «Тамбу Ламбу». Но отец умел доступно убеждать словами. И разноцветные и разноглазые дневные посетители закончились.
 Но музыка осталась! Она приносилась братом домой в красивейших пластинках и звучала сначала из радиолы Беларусь, переносясь в магнитофон Чайка, а потом из шикарного по тем временам Днипро-14А. Обретались мы с ним в одной комнате, и через пару лет я свободно разбирался в исполнителях и стилях. К моему восьмому классу брат, застукав несколько раз теплый магнитофон и непорядок в расстановке бесчисленных кассет, принял радикальное решение. Им был проведен обширный ликбез по пользованию техникой, обращению с кассетами и выдан уксус для склейки часто рвавшейся пленки. Прозвучали божественные слова: «Слушай что хочешь, главное — порядок!» И понеслось…
 Надо сказать, что к этому времени я уже был в несколько более выгодном положении, чем брат. Дело в том, что родители сразу определили меня в серьёзную языковую школу. Уже со второго класса я учился просовывать язык между сжатых зубов, выговаривая «the» и складывать губы трубочкой. Не для поцелуя, а для звука «W». Три предмета на английском языке, включая техперевод и английскую литературу. До сих пор помню треклятого и нудного Беовульфа. Но зато… Тексты Битлов и других англичан считывались на раз. С американцами было похуже, но тоже вполне.
 Это было удивительное время. Элеонор Ригби, Дом Восходящего Солнца, Летнеее Вино и первая любовь одноклассницы. А потом как обухом по голове — The Doors. И мир перевернулся. В мою жизнь вошли Странные Люди, Оседлавшие Шторм и ждущие Когда Смолкнет Музыка. Я сам стал тем самым Ящером, который:
Not to touch the earth
Not to see the sun
Nothing left to do, but
Run, run, run
Let’s run…

Run with me
Run with me
Run with me
Let’s run…
 Моррисон, с его удивительными текстами, поселился во мне навсегда. Как впрочем и многие другие. Контркультура (слово-то какое, почти подрасстрельное) взяла верх, и крестик под дьявольским договором я поставил вместе с Джеймсом Брауном. Но кровь и соул были мои. Сердце мощными толчками прокачивало внутри меня рокабилли и ритм-н-блюз. Пропитанная фанком и роком жизнь бурлила, бобины вертелись, счетчик считал. Не только метраж, но и время. И вот шумная компания, состоящая из меня, Дженис Джоплин, Рэя Чарльза, Чикаго и всех других, допелась до школьного выпускного. Вроде как этап. Под влиянием брата я попытался поступить в Мед, куда меня, слава богу, не взяли. Так что, поехал я служить. Военкомат отправил меня в Германию, а вот вернулся я уже с Обратной Стороны Луны. В обнимку с Гилмором.
 Пинк Флойд стали вторым взрывом мозга после Дорз. От вокализа из Великого Шоу На Небесах у меня шевелились даже уши. Концептуальные альбомы с сумасшедшей музыкой всасывали в себя и, прожевав, выплёвывали отстиранное и выжатое насухо тело. Ежевечерний катарсис помогал существовать и прятать внутри ненужные вопросы. Сейчас я вот думаю, а как жили те, у кого не было этого волшебного порошка для стирки? Может вопросов не было? Это вряд ли.
 Надо было определяться со светлым завтра. Учитывая неугасающий интерес к анатомии всяких электронных штук, я вступил в Политех и диско. Не знаю насчет Политеха, но в диско, как я понимаю, вляпался весь мир. Начиналось-то всё хорошо. Чувствуя Любовь и Люди Заката заокеанской Донны Саммер как нельзя лучше вписались в моё студенчество, сглаживая шероховатости и непонятки в самых разных компаниях. Но Европа сразу углядела золотой блеск сплава диско и попсы. Компот от музыки быстро и жидко растекся по бесчисленным дискотекам. Изуверски подобранный ритм с частотой 100 ударов в минуту камлал из магнитофонов, синхронизируя вечернее движение незанятых частей тел и мозгов. Вот этот коммерческий суррогат как музыку я уже не воспринимал. Да и начитан был. «Хищные вещи века» с «дрожкой» и цветными фонарями были неплохой кольчужкой для головы. Хотя я успел и подзаработать на всём этом безобразии. Диджеил помаленьку.
 К этому времени я обзавелся первым своим, прилично звучащим, комплектом аппартуры. Именно звучащим, а не орущим. Кайфовал свободными вечерами от заново услышанных любимых групп, шелеста маракасов и скрипа пальцев на гитарных струнах. Любопытства ради взял послушать несвойственную мне тогда музыку. И опять серьезно влип. По уши.
 Утверждаю. Невозможно понять и полюбить джаз и классику, слушая Коулмена Хокинса из радиоточки на кухне. Или Чайковского из телевизора во время очередных похорон. Ноль эмоций, разве что веселье от списка фамилий в оркестре Русских Народных Инструментов. (Я абсолютно толерантен, это просто шутка). А вот наличие дома классной акустики, хорошего усилителя позволяет понять, зачем существуют обертона, что такое на самом деле клавесин и рояль, и почему они не пианино. А так же то, что Пещера Горного Короля в исполнении Оркестра Электрического Света — сильная штука, но дело все-таки в Григе, исполнение которого симфоническим оркестром плющит аж до первого этажа. Да так, что ноги потом не ходят, а ползать начинаешь только минут через десять. Что же касается джаза — мне уже сложно представить бытие без саксофона Бена Уэбстера и его знаменитого «пфе-пфе». Или без Дайаны Кролл. В общем, и там, и тут такое количество имен, что перечислять их просто бессмысленно.
 Вот примерно так я стал всеядным меломаном. И соседей давно не удивляет то, что звучащие за стеной Семь Слов Христа На Кресте Гайдна могут сменится Бадди Гаем или того хуже — Раммштайном. Со мной не соскучишься! А всё потому, что я совершенно безграмотен в нотах, аккордах, гаммах и скрипичных ключах. И слуха с голосом у меня нет. Услугами музыкальных сомелье не пользуюсь. Я просто ищу то, что вкусно звучит и пахнет. Пробую на слух и язык. И если по спине бегут мурашки, а в животе загорается лампочка — ем. Даже если это — смертельный яд.
Просто надо соблюдать дозировку. И избегать фаст-фуда.

bodysoul


2 комментариев для “Боди энд соул.”

  1. Лёша! Ты как всегда бесподобно пишешь! Ты очень интересный человек!
    Я как человек 8 лет проучившийся в музыкальной школе, музыку не люблю:)
    ну вернее как не люблю, у тебя в машине по дороге на Ахтубу, на твой вкус подборку — люблю 🙂
    А у самого в машине играет абы что, из попсы которая крутится на некоторых станциях.
    Шансон только прям совсем совсем не люблю, а вернее блотняк.
    Рэп современный напрягает, хотя подростком, тот ещё буржуйский, а нашего ещё не было, нравился.
    Спасибо тебе за твои рассказы, пиши ещё!

    1. Спасибо, Макс. Я твой коммент воспринимаю как намек. На возможность очередного совместного прослушивания. Как приложение по дороге на рыбалку ))) Да поехали!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *